Реформаторская деятельность Солона
В 594 г. до н. э. архонтом в Афинах был избран обедневший эвпатрид Солон, получивший от народа полномочия устранить злоупотребления родовой знати и издать новые законы.
Реформы Солона в Афинах
Солон провел ряд мер, существенно изменивших бывшие до него политические и общественные порядки. Он отменил заклады на землю и устранил старую задолженность, запретил продажу граждан в рабство за долги. Афиняне, которые были проданы в рабство за пределы древней Аттики, были выкуплены за государственный счет.
Кроме того, он провел ряд мер, способствовавших развитию ремесел и торговли. Например, он установил, что отец, не обучивший в детстве своего сына ремеслу, не имел права в старости рассчитывать на его помощь и поддержку. Солоном же была установлена и свобода завещаний, чем наносился удар родовым порядкам.
Денежная реформа позволила афинской монете стать конкурентоспособной в торговых операциях греческих купцов, а реформа мер и весов смогла облегчить деятельность афинских торговцев. Все эти меры являлись уступками демосу. Они нужны были Солону для того, чтобы разрядить политическую напряженность и облегчить проведение главного политического мероприятия — закладку основ рабовладельческого государства, создававшегося для защиты интересов всех афинских граждан.
Солон сумел реорганизовать управление афинской общиной. Высшей властью в полисе стало с тех пор обладать народное собрание (экклесия). В работе этого высшего органа власти принимали участие все афинские мужчины-граждане. Однако в зависимости от размеров земельных угодий и получаемых доходов граждане делились на четыре разряда. К первому разряду относились те, кто получал со своих полей 500 медимнон (52,5 л) верна, масла или вина (так называемые пятисотмерники).
Ко второму разряду, всадникам, — те, кто получал не менее 300 медимнов. К третьему разряду, зевгитам, — лица, имевшие доход от 200 до 300 медимнов. Остальные, беднейшая часть населения, входили в состав четвертого разряда — фетов.
Только из первого разряда выбирались архонты. Первые три разряда выбирали из своей среды общеполисный совет (буле), состоявший из 400 граждан. И, наконец, граждане четвертого разряда — феты — могли лишь участвовать в народном собрании и обсуждать поставленные на нем вопросы.
Кроме прав граждане имели также определенные обязанности перед всем коллективом. Пятисотмерники обязаны были, объединясь в группы, оснащать на собственные средства военные корабли; трехсотмерники служили в гражданском ополчении всадниками; зевгиты — в тяжеловооруженной пехоте гоплитов с полным боевым вооружением (шлем, доспехи, поножи, щит, меч, копье); феты служили в легковооруженной пехоте и гребцами на воен ных кораблях.
Теперь основную боевую единицу афинского ополчения составляла фаланга тяжеловооруженных воинов — гоплитов, набиравшихся из зевгитов, самого значительного третьего цензового разряда. В связи с этим роль аристократической конницы сошла на нет.
Солон создал и выборный суд присяжных (гелиэю). Коллегия судей избиралась из всех афинских граждан, включая фетов. Функции гелиэи были достаточно широки: проверка отчетов должностных лиц, контроль за их деятельностью, разбирательство отдельных конфликтов. Гелиэя наряду с экклесией становится наиболее демократическим органом афинского полиса.
Однако Солон сохранил старое деление по родовым илам, и даже выборы в совет старейшин проводились еще от каждого отдельного племени. Реформы Солона ослабили господство старого родовой земельной знати. Солон заложил основы демократических порядков афинского полиса, но в силу некоторой ограниченности и непоследовательности по отношению к знати проведенные реформы так и не ликвидировали ее власть.
Политические преобразования и экономические мероприятия, проведенные Солоном, не удовлетворили ни народ, ни старую земельную аристократию. Эвпатриды были недовольны отменой долгов и потерей своего господствующего положения.
Солон Соломинский
Фото: