Прямая демократия греческих полисов

Выступая на похоронах воинов, павших в первые годы Пелопоннесской войны 2500 лет тому назад, Перикл произнёс речь, которая прославляла афинскую демократию, а также пообещала быть предметом удивления для своих потомков. И действительно, афинская демократия вызывала споры и до сих пор привлекает внимание учёных. Всё дело в том, что данный политический режим древнего государства представляет выдающееся явление в истории всего человечества.

Athens

Не может не удивлять характерная для данной системы ориентированность на привлечение к политике всех граждан, верховенство закона, суверенитет экклесии, действовавшая система «сдержек и противовесов». Но сказанное нами не исключает признания ряда характерных для афинской демократии черт, свидетельствующих о неразвитости и исторической ущербности данной формы правления, о сословно – классовой и государственной ограниченности античного демократического режим. В прочем обо всём по порядку.

 

Афинская демократия

Демократическая форма политического устройства, а точнее её выбор определялся сложным комплексом причин: географическое положение, естественные границы, затруднённость рельефа и т.д. Это способствовало сохранению мелких политий – греческих полисов, а как известно, в общесобирательских обществах присутствовали предпосылки первобытной демократии, которые с ростом объёма полисов переходили к ранней государственности, что неизбежно приводило к изменению организации управления.

Расцет афинской демократии был связан с деятельностью яркого и выдающегося политического деятеля античного периода Перикла (430 г. до н.э.). При Перикле удалось завершить процесс передачи власти большей части демоса, доступ к государственным должностям получали независимо от имущественного положения все граждане, за службу стали платить жалование, теорекон на посещение театра, процветала система жеребьёвки при выборе должностных лиц. Но нельзя забывать о том, что в политической жизни Афин не участвовали женщины, метеки — лично свободные люди и рабы, хотя афинская демократия являлась передовой, но всё же она была властью меньшинства. Становление различных видов, форм народовластия имело диалектически обусловленный эволюционный характер.

Высшим законодательным органом власти в Афинах являлось Народное собрание. В его компетенцию входило рассмотрение любых вопросов — от частных дел до международных. Созывалось оно один раз в месяц первоначально, а затем до 40 раз в год. Одно из собраний каждого месяца являлось главным, так как решались стратегические вопросы снабжения продовольствием города и решались вопросы об остракизме.

Для участников Народного собрания существовал возрастной и половой ценз, как правило это были полноправные граждане мужского пола старше 20 лет.
За пять дней до собрания оглашалась повестка заседания, правомочным считалось при любом количестве присутствующих участников. За посещение таких собраний участникам выплачивали небольшое жалование. Время на выступление участников не ограничивалось, вводилась цензура, запрет на повторы и существовала целая система штрафов за такие правонарушения.

Акты, принимаемые на собраниях, подразделялись на законы и постановления (псефизмы). Если положение того или иного акта признавалось противоправным, то автор законопроекта нес уголовную ответственность, а обвинение в противозаконности данного акта мог вынести в течение года после принятия любой гражданин. Обсуждение законопроекта заканчивалось херотонией (открытым) голосованием.

Высшим органом исполнительной власти, исполнявшим в том числе и административные функции являлся Совет 500. Данный орган власти избирался сроком на один год. Состоял из полноправных граждан мужского пола от 30 лет, которые изъявили желание баллотироваться, по 50 человек от каждой из фил.

Совет 500 рассматривал вопросы, которые выносились на народное собрание. Состав Совета 500 делился на части (10), поочерёдно в течение года одна делегация сменяла другую в порядке, установленном путём осуществления жеребьёвки.

Главную роль также в Афинах играли гелиэ и центуриатные собрания, трибутные и куриатные собрания. В Афинах была создана рабовладельческая система народовластия, использовавшая формы представительной и непосредственной демократии в законодательной, административной и судебной сферах. Таким образом, Афинская республика использовала государство для поддержания порядка в полисе, а также экономической эксплуатации и социально-экономического неравенства.


 

Афинская демократия

 

Фото: Gedsman

Главная

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях:

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие записи:

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>